ДИАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ПО
КОНТРОЛЮ, РАЗВИТИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧ В КУРСЕ «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА И АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ГЕОМЕТРИЯ»
Ю.В.Перепелкина
(Московская государственная академия
приборостроения и информатики, Россия)
Разработаны диалоговые системы по контролю,
развитию и закреплению навыков решения задач
(ДСНК) в курсе «Линейная алгебра и аналитическая
геометрия», которые имеют своей целью повышение
эффективности обучения и обеспечение
индивидуализации обучения (каждый обучающийся
идет к поставленной цели по своей индивидуальной
траектории).
Особенности ДСНК состоят в следующем.
1. Отказ от выборочного метода контроля знаний
студентов. В разработанных диалоговых системах
студент вводит в компьютер полученный им ответ
при решении задачи, а основная программа системы
распознает, правильно ли он решил задачу или нет.
2. Студент набирает на экране ответ, используя
набор символов, представленных на экране в виде
кнопок.
3. На вид ответа не накладывается никаких
ограничений, т.е. не требуется производить
действия по упрощению ответа.
4. ДСНК является обучающе-контролирующсй
системой. На первом этапе работы система
определяет уровень навыков решения задач
студентом и в случае неудовлетворительной
оценки переводит его работу в режим обучения, в
котором используется программированное учебное
пособие. Контроль знаний студентов и обучение
проводится до тех пор, пока их навыки решения
задач не достигнут определенного уровня.
5. Задания студентам генерируются случайным
образом, что обеспечивает малую вероятность
повторения содержания вариантов контрольных
работ.
6. В ДСНК усиливается мотивация работы
студентов наличием интерактивного интерфейса с
постоянными персонажами - профессором и его
командой.
Составной частью ДСНК является
программированное учебное пособие «Элементы
линейной алгебры и аналитической геометрии».
Программированное учебное пособие составлено по
линейной программе (система Скинера). В пособии
весь материал разбит на небольшие
последовательные кадры. После проработки
каждого кадра или в процессе его проработки
обучающийся должен произвести действия, которые
показывают, правильно ли он усвоил этот кадр или
ранее пройденные кадры. Цель этих действий -
активизировать усвоение основных понятий,
определений, формул, доказательств теорем, а
также развитие и закрепление навыков решения
примеров и задач. Такое построение пособия
позволяет студенту самому контролировать
усвоение материала.
Студент, решив задачу, вводит ответ в компьютер.
Если задача решена правильно, ДСНК предлагает
ему следующую задачу для решения. Если задача
решена неправильно, то дается дополнительная
попытка для решения задачи. На решение всей
контрольной работы студенту выдаются 2
дополнительные попытки, которые фиксируются
системой.
В зависимости от числа задач в контрольном
задании разработана система оценок. Так, если
число задач 10, то оценки выставляются следующим
образом: - оценка «неудовлетворительно»
выставляется, если студент правильно решил менее
5 задач и использовал все дополнительные попытки;
- оценка «удовлетворительно» выставляется,
если студент правильно решил 5,6 или 7 задач и
использовал все дополнительные попытки;
- оценка «хорошо» выставляется, если студент
правильно решил 8 или 9 задач и использовал 2
дополнительные попытки;
- оценка «отлично» выставляется, если студент
правильно решил 9 задач и использовал только I
дополнительную попытку или 10 задач и использовал
все дополнительные попытки.
ДСНК разработаны по следующим разделам:
«Векторная алгебра», «Аналитическая геометрия
на плоскости», «Аналитическая геометрия в
пространстве».
ДСНК рекомендуются студентам, обучающимся по
любым формам обучения. Особенно они эффективны в
системе дистанционного обучения. ДСНК будут
входить в учебно-методический комплекс,
предназначенный для студентов дистанционной
формы обучения.
ДСНК могут также использоваться в техникумах и
в школах с повышенным уровнем математической
подготовки. ДСНК занимают вполне определенное
место в учебном процессе. Для студентов,
занимающихся в учебных группах, контроль знаний
с помощью ДСНК проводится в дисплейных классах
для всех студентов.
Студенты, обучающиеся по дистанционной
(заочной) форме обучения, самостоятельно
контролируют свои знания с помощью ДСНК, а затем
в вузе (или в учебном центре по месту жительства)
официально проходят контроль с помощью тех же
ДСНК. |